Top.Mail.Ru
Рассказы, повести и стихи

Тексты

Сценарии и пьесы Заметки, очерки Проза Стихи и песни Оборотная сторона

80 граней Московского метро

Специальный проект к восьмидесятилетию Московского метрополитена.

Куча

Архив блога, существовавшего на этом сайте некоторое время (2015—2016: помним, любим, скайрим).

Сценарии и пьесы

У меня всегда было странное подозрение, что я могу быть режиссёром. Оказывается, я могу быть и сценаристом. Вы можете спросить, а не боюсь ли я, что мои сценарии украдут? Теперь нет, отвечу я вам, ведь после того, как я опубликовал их здесь, мне будет легко доказать своё авторство.

Ускользающий электропоезд 2015

Александр Залесский едет в Переславль-Залесский и по дороге встречает Путина. Драма в четырёх действиях.

Хватит фальшивить! 2009

Маньяк убивает каждого, кто фальшивит. Кажется, он готов повысить ставки в десятки тысяч раз.

Зажигательный боевик «Пиротехника» 2009

Загадочный Пироман бесстрашно наводит порядок огнём и иногда мечом, но оказывается, бояться можно не за свою, а за чужую жизнь.

Мюзикл «Соловьёв и друг его, Туронок» 2008

Мюзикл частично основан на реальных событиях, произошедших во время курса Александра Ивановича Соловьёва на ФГУ. Вследствие позорно малого бюджета мюзикла была написана лишь одна сцена.

Голованов и Аветикян опять спасают Вселенную 2006

Добро и зло, древний магический антирубильник и приключения, о которых никто не просил. Первая часть эпической кинотрилогии (ещё два фильма — «Голованов и Аветикян на пути к Граалю» и «Голованов, Аветикян и Блондинка»).

Посвящение в студенты (aka Посвят) 2005

Основанный на идее организаторов посвята, переживший две редакции сценарий посвящения в студенты-первокурсники ФГУ МГУ.

Заметки, очерки

Сто тысяч снимков спустя 2014

Бессистемные заметки о фотографии.

...большая часть фотографий, которые люди видят, изображают в лучшем случае красивые пейзажи и красивых людей, в худшем — пляж Турции и прыщавых детей с котиками. Речь идет вовсе не о качестве или художественной ценности снимка, проблема кроется глубже. Просто фотоаппарат становится способом получить слепок реальности, дабы продемонстрировать что-то окружающим; в конечном счете, в сознании людей, в том числе и тех, кто пробует себя в фотоискусстве, возникает прочная ассоциация, что фотографировать — значит документировать.

Пленка мертва 2011

Размышления на тему многолетнего конфликта между пленкой и цифрой.

Фотопленку все еще производят и продают. Но это не семейный праздник, на который пришло множество гостей с подарками. Это самые настоящие похороны, и каждая проявленная кассета целует покойника в лобик.

Перевод эссе, написанного для SimCity 2000 2006

Оригинал принадлежит перу Нейла Геймана.

Как-то я убивал время, придумывая, как бы выглядели города, будь они людьми. Манхэттен мне предстал как кто-то болтливый, недоверчивый, хорошо одетый, но небритый. Лондон — большой и запутавшийся. Париж — это, конечно, элегантная и привлекательная мадам, выглядящая моложе своих лет. Сан-Франциско — это некто сумасшедший, но безобидный и дружелюбный.

Дорога 2005

Особая форма жизни.

Всё-таки путешествовать надо на машине. Так ощущаешь каждый километр пути, а картинки за окном обретают истинную форму. Всегда можно остановиться, выйти и вдохнуть неповторимость каждого конкретного места.

Сегодня я грущу 2005) по-русски, in english

Мне девятнадцать, я опять грущу и ною в лирической форме.

Никакого противостояния. Город сдался осени, сдалась природа, сдались и люди. Сами напялили тёплые вещи и щурятся от осенних ветров. С севера наступает первыми заморозками холод, толкает воздух вперёд, и ветер бросает в людей листья охапками. И врывается осень всюду, даже в вечнозелёном метро на Бутовской линии составы везут высохшие, жёлто-рыжие листья.

Сатирический очерк «Иcтинные ценности» 2004

Доступно и понятно каждому.

Есть непреходящие человеческие ценности, такие, которые были, есть и будут всегда, покуда существует род человеческий. Музыка Баха или живопись Моне — всё это великие ценности, которые разделяет каждый. Но есть ценности меньшего масштаба, однако, любой человек их принимает для себя.

Повести

Грубо говоря, повесть от рассказа отличается тем, что описывает значительную цепь событий, в то время как рассказ выхватывает конкретную ситуацию. Объём текста при этом — штука вторичная. Поэтому здесь размещены и большие произведения, вроде «Водяны», и не столь длинные.

Водяна 2007 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4

Студенты, дружба, наркотики, правительство и правда — в вымышленном постсоветском городе Водяна.

— Знаешь, тех, кто хочет говорить правду, — произнёс Карл, — надо за-ты-кать. Правда опасна в руках людей, которые не знают, что с ней делать, и ещё опасней в руках тех, кто хорошо знает, что делать с ней. Они бросают правду в массу людей, словно бы негашёную известь в воду. И — пшшшшшш! — Карл изобразил руками, как именно реагирует негашёная известь с водой.

— Ты это к чему? — не понял Эдик.

— Не знаю, — с удовольствием соврал Карл.

Типовой город 2006

Плохой детектив, превращающийся в мистический трип.

Более всего хотелось уйти. Вот, через аллею с нелепыми каменными животными, через дыру в заборе, через залитый адской луной мёртвый парк, к машине, к теплу, к Москве. Вася вдруг понял, как он на самом деле любит свой родной город; ему отчаянно захотелось оказаться в этих разных типовых улицах, разных типовых домах, которые формировали очень пёструю картинку, столь милую сердцу. Даже казалось, с тем человеком в плаще можно будет договориться, рассказав ему о том, что ждало их на пути. Но это был самообман. Просто не надо было сюда идти, в эту… дискотеку. Надо было не сворачивать на пути к «холодильнику».

Чужой город 2005

Романтически-мистическое (© Оля Малышева) путешествие по странному городу.

Внутри здания вокзала, красивого и просторного, не было почти ничего интересного, кроме невидимого аварийного света и разорённого автомата с «Кока-колой», из которого вывалилось несколько банок. Саша подошёл, подобрал одну из них, а другую с размаху отправил ногой в противоположную стенку. Жестянка ударилась о бетон и с хлопком взорвалась. Оля сдула пыль с лавки и присела. Саша открыл банку колы, отпил немного и прошёлся взад-вперёд по залу, прислушиваясь к собственным гулким шагам.

Тарковское метро 2003

Один из рассказов задуманной пенталогии «Тарковск». Два рассказа из пенталогии не дописаны, ещё два не достойны вашего внимания.

Все, кроме, собственно, диспетчера, сидели в диспетчерской и страдали фигнёй. Вдруг цепкий взгляд Стаськи узрел на экране Жеську и Шиза, садящихся в поезд. У Шиза в руках она увидела… журнал «Позорная муть»! Стаська подпрыгнула, словно в известном месте у неё внезапно возникло шило, снесла все мониторы, перепрыгнула через стол и побежала к выходу, переполошив мирную тусовку. Лишь у двери она остановилась и, задыхаясь, сказала всего два слова (угадайте, какие?), которых хватило для того, чтобы все мигом вскочили и, побежав на выход, вынесли дверь вместе со Стаськой.

Рассказы, зарисовки

Малая проза в моём исполнении. Некогда мой любимый жанр, а ныне, как говорится в одном анекдоте, «надоело заниматься мелочёвкой».

Благословенные 2014

Наша память — единственное, чему мы можем верить, когда речь идет об устройстве мира.

Моэл, Дженар и архитектор по имени Фент стояли в комнате, где сидел оператор. За панорамными стеклами мерцали огни вычислительной машины, по трубкам перетекала разноцветная флюоресцирующая жидкость. Оператор сидел в большом кресле, похожем на стоматологическое. На голове был шлем, выглядевший как простой черный шар, надетый на голову. Перед креслом стояла консоль с огромным монитором, на котором отображалась статистика процессов. Модуль все еще вырабатывал данные.

— Понимаете, — оживленно говорил Фент, — тридцать третий модуль совершенно особенный. Время заполнения резервуара минимально! Обычно мы проектируем весьма сложные алгоритмы перестроения структур, но в тридцать третьем... По сути, он сам все регулирует! Ему не нужны управляющие!

— Да-да, я в курсе, — произнес Моэл.

Владимир Набоков и коробка звездюлей 2007

Весёлая история, произошедшая на радио «Максимум» (жаль, лишь в моём воображении).

Вдруг внимание Владимира привлекла коробка. Это была обычная картонная коробка типа посылки, на которой черным маркером было выведено: Артемию Троицкому. Коробка звездюлей. 1994 год.

Владимир присел на корточки и стал внимательно изучать находку. Перемотанное скотчем нечто таило в себе загадку и звездюли. Владимир поднял коробку (она оказалась на удивление легкой) и внес в коридор, после чего, вооружившись ножом с кухни, где шумел телевизор, ловко и без зазрений совести разделался с липкой лентой.

Небесное электричество 2005

Зарисовка о грозе и моих мироощущениях.

И ещё одна лиловая вспышка озаряет небо. А я уже смотрел на пассажирку. Её правильные черты лица словно бы были нарисованы чёрной тушью на белом, и я широко раскрыл глаза, на пару секунд удерживая картинку в голове.

— Страшно, — произнесла Инна и нахмурилась. По её лицу теперь бежали тени от ручейков на лобовом стекле.

— Не бойся, — улыбнулся я. — Это же просто небесное электричество.

(Чудеса происходят) каждые двадцать семь 2005

О чудесах в нашей жизни и самой большой любви.

Я поднялся по эскалатору в вестибюль станции. Где ты, любовь моя, мечта моя? Ты ждёшь меня где-то тут, потому что чудеса происходят каждые двадцать семь. Ты сейчас выйдешь из метро, а может, наоборот — зайдёшь. Сама знаешь, как это бывает: цветочная выставка на ВВЦ! Или к подруге едешь. Где же ты, мечта моя?

День пограничника 2005

По совместительству — уголок наркоманского юмора. Хотя я писал это в абсолютно незамутнённом сознании.

Весь день над сверхсекретными урановыми шахтами барражировала гигантская дрессированная стрекоза-шпион, с трудом таскавшая в мохнатых лапах здоровую видеокамеру. Она — стрекоза — не на шутку раздражала охранников своим стрёкотом.

Последний звонок 2003

Ещё раз о любви. Какое-то время назад этот рассказ считался лучшим, что я написал.

Было уже достаточно светло, чтобы различить черты лица — Её черты лица. Он перевёл взгляд с панорамы поля на то чудо, что сидело в метре от него, но сидело за очередной опорой забора, как за невидимой границей. И всё же Ему не давало оторвать от неё взгляд то горячее, что жило в его душе, не давало сердцебиение, которое оглушало Его, превращаясь в ритм песни соловья. Она была невероятно красива. Каждый изгиб её тела, каждая деталь её лица была прекрасна. Курносый нос, веснушки — как знакомо и незнакомо это всё было! Каждая прядь волос, каждый вдох и выдох! Он ушёл из их класса, Он не видел её сотню лет. Она смотрела вдаль, Он — на Неё.

Стихотворения

Стихи — это офигенный способ затащить тёлку в постель. Стихи — это очень романтично. Поэтому абсолютное большинство моих стихотворений посвящается девушкам.

В кармане

Мне осталось поспать шесть часов

За окном пролили дождь

Пробуждение

Я знаю, это полный бред ***

Разрушает вечер

Вдоль домов и блюющих баров Эльвире Мусиной

Я хочу тебе что-то сказать С. П.

Я пришел к тебе домой С. П.

Синяя ночь ***

Гороскопов пророчества песня С. П.

Я видел экран... С. П.

Поезд

Глаза цвета тёмного мёда Ане Липской

Бульдозер чувств Ане Харьковой

Аннигиляция оранжевого света Евгении Володиной

Ты моя тёплая осень песня Ане Харьковой

Внутри меня опять беда Свете Лагутиной

В коробке Ире Ремнёвой

Мне одиноко

Волос рыжий Ане Кукушкиной

Июньскими ночами (мини-цикл)

Если ты не спишь Евгении Володиной

Лесные сказки Айгуль Фаизовой

Муза Евгении Володиной

Пособия

Теория ночной вылазки Вступление, §§1–9, §§10–17, §§18–22

Маленький учебник по хулиганской деятельности. Четвёртая редакция.

Ночная вылазка — занятие, возникающее где-то на пересечении ролевых игр и нормального стремления человека вернуться в беспечное хулиганское отрочество.

Ночные хулиганства в нашем случае носят только созидательный характер. В процессе вылазки никогда не бьются окна, не ломаются заборы. Вылазка привносит в ночную картину некий, извините за выражение, креатив. Тем не менее, такая деятельность по-прежнему причиняет неудобства окружающим, потому она, по сути, является хулиганством.

Лудинский бадминтон. Свод правил.

Кодифицированная вариация на тему дворового бадминтона.

Научные работы

Я сижу с умным лицом и пишу что-то. Представили?

Современное малобюджетное и безбюджетное теле- и кинопроизводство(PDF)

Магистерская диссертация, написанная в Высшей школе телевидения МГУ под руководством Андрея Владимировича Иванова. Оценена «отлично». Посвящена вопросам малобюджетного кино: съёмке на 5D Mark II и аналоги, самодельным операторским приспособлениям, социализации новых киношников и так далее.

Технический прогресс сделал кино и телевидение дешевле, проще и масштабней в количественном плане. Можно припомнить, что ещё сравнительно недавно лишь человек, познавший таинство обращения с кинокамерой и киноплёнкой мог попытаться снять даже какой-то короткий фильм. Теперь же нашему любителю достаточно взять мобильный телефон в руки – и снимать, получая сносный визуально озвученный результат.

Развитие информационной инфраструктуры в контексте НИС (PDF)

Дипломная работа, которую я писал на факультете гос.управления МГУ под чутким руководством Молчановой Ольги Петровны и Сурина Алексея Викторовича. Я доволен этой работой, равно как и комиссия: получил «отлично».